Законопроект дает возможность арбитражному суду утвердить план реструктуризации долгов или отдельное мировое соглашение между кредитором и должником с единственным ипотечным жильем.
По действующему законодательству возможно взыскание единственного ипотечного жилья при условии, если обязательства по кредиту не исполняются и накапливаются просрочки. И в судебной практике, по словам авторов инициативы, возникают ситуации, когда у должника отсутствует просроченная задолженность по ипотеке, но есть неоплаченные долги перед незалоговыми кредиторами.
Законопроект дает возможность арбитражному суду утвердить отдельное мировое соглашение между кредитором и должником, у которого есть единственное жилье, купленное при использовании ипотечного кредита и которое служит обеспечением долговых обязательств. Проект также разрешает не выставлять такое жилье на торги, при этом должник обязан выплатить сумму ипотечного кредита в полном размере по графику, который согласован с кредитором.
Изначально законодательная инициатива затрагивала только тех, кто оформил военную ипотеку. В пояснительной записке говорится, что военная ипотека гарантирует военнослужащим право на жилище, а платежи банку производит ФГКУ «Росвоенипотека». То есть, военнослужащие обеспечены правовыми гарантиями по недопустимости потери единственного для них и членов их семей жилья.
Авторы законопроекта обратили внимание на сложившуюся негативную судебную практику, в которой ипотечные заемщики, в том числе военнослужащие, при рассмотрении дел об их личном банкротстве лишаются единственного жилья. Все это «ставит под сомнение конституционные (государственные) гарантии в сфере жилищного обеспечения граждан». В ходе подготовки законопроекта было решено расширить его действие на все ипотечное кредитование.
Весной 2021 года Конституционный суд выступил за частичное снятие запрета на изъятие у должников единственного жилья. В постановлении судебной инстанции было сказано, что норма, защищающая единственное жилье от изъятия, не будет считаться абсолютной.